Адрес:Пермь Осокинская улица, 53
Время работы:Круглосуточно
Дополнительная информация:[email protected]
звонок анонимный

Дизартрия

Диагностика

Дизартрия выявляется на основании симптомов, физического обследования, тестов, диагностических исследований. При наличии расстройства, не сопровождающегося внутренними заболеваниями, врач направляет пациента к невропатологу, логопеду.

Специалисты используют тесты для оценки степени тяжести дизартрии. При этом оценивается подвижность мышц языка, губ, лица, аспекты звукового качества и дыхания.

image

Какие обследования и анализы необходимы врачу для постановки диагноза:

Исследование Для чего проводится Стоимость
Нарушение ротоглоточной дисфагии Исследование глотательной функции От 1 тыс. руб.
Электромиография Исследование нервной проводимости для измерения силы и скорости, с которой нервы посылают электрические сигналы. Он 600 руб.
Исследование состава спинномозговой жидкости с помощью люмбальной пункции Проводится для проверки на наличие инфекций, расстройств центральной нервной системы или рака мозга. От 3 тыс. руб.
Нейропсихологические тесты Проводятся для измерения когнитивных навыков, способности понимать речь, чтение и письмо. От 1 иыс.500 руб. за каждый тест
МРТ Для получения детального изображения: головного мозга
От 2 тыс. руб.
шеи От 1 тыс. руб.
КТ головного мозга От 900 руб.
Шеи. От 900 руб.
Электроэнцефалограмма Для получения детального изображения мозга, головы и шеи для измерения электрической активности мозга. От 3090 руб.

image МРТ головы. Что показывает в норме Логопед при встрече попросит сделать несколько простых упражнений, понаблюдает за человеком, выполняющим задания. Это поможет практикующему врачу оценить силу и движение мышц, участвующих в речи, обнаружить проблемы, такие как одышка, качество речи.

Нейропсихологом или логопедом проводятся стандартизированные нейропсихологические тесты, которые помогают врачам спланировать лечение и определить вероятность выздоровления.

Признаки заболевания

Вне зависимости от форм дизартрии людям важно максимально рано начать лечение. Нередко первые симптомы заболевания проявляются ещё в грудном возрасте

Родителям важно их заметить и обратиться к врачу. Следует отметить, что дизартрия выражается не только в проблемах с произношением слов, но и в неречевых расстройствах.

У грудничков нарушен сосательный рефлекс, они могут отказываться от груди. Наблюдается частое срыгивание пищи. Малыш нередко давится во время кормления. Это нельзя считать нормальными явлениями, потому как данные признаки указывают на наличие проблем со здоровьем у младенца.

image

По мере взросления у ребёнка начинает формироваться неразборчивая речь, которая непонятна родителям. При этом малыш не лепечет, а первое слово произносит после 2 лет. Существуют и другие признаки, которые наблюдаются у детей с дизартрией.

Характерные симптомы:

  • Присутствует регулярное напряжение лицевых мышц, особенно, языка, шеи и губ. Подобное явление называют спазмом артикуляционной мускулатуры.
  • Повышенное напряжение лицевых мышц сменяется чрезмерным расслаблением. В этом случае у малыша имеется дистония.
  • Лицевая мускулатура отличается вялостью, рот полуоткрыт, а язык практически неподвижен. Ребёнок будет разговаривать в нос. Данные симптомы возникают из-за гипотонии артикуляционных мышц.
  • Наблюдаются нарушения в произношении звуков. Тяжесть дефектов зависит от степени поражения центральной нервной системы. Например, при стёртой форме дизартрии происходит нечёткое или искажённое произношение звуков. Если заменяются или пропускаются звуки, тогда это указывает на более тяжёлую степень патологии. При этом речь становится медленной, невнятной и невыразительной. Твёрдые звуки становятся мягче, шипящие малыш может проговаривать сквозь зубы. Если наступает полный паралич, тогда ребёнок утрачивает возможность разговаривать.
  • Проблемы с дыханием во время разговора. При беседе возникают укороченные вдохи, наблюдается учащённое и прерывистое дыхание. Ребёнок тихо разговаривает, голос становится слабым и гнусавым.

image

Следует отметить, что у детей с дизартрией часто возникают сложности с развитием мелкой моторики верхних конечностей. Из-за этого им сложно застёгивать пуговицы на одежде и завязывать шнурки. При этом из-за проблем с мелкой моторикой наблюдаются трудности при обучении. Детям сложно держать карандаш, почерк формируется неправильный и неразборчивый.

Нередко патология может сопровождаться расстройствами музыкального слуха. Детям трудно танцевать, а также выполнять физические упражнения. При этом данные признаки не являются обязательными.

При обнаружении характерных симптомов болезни родителям не следует самостоятельно ставить диагноз. Проблемы с произношением слов могут возникнуть и по другим причинам, которые не представляют опасности для развития несовершеннолетнего. К примеру, может быть выявлена дислалия, которая не имеет ничего общего с органическими повреждениями.

В любом случае при появлении вышеописанных симптомов нужно посетить врача, чтобы точно узнать свой диагноз.

Симптомы и проявления

Ребенок с дизартрией говорит, а у окружающих складывается впечатление, что он «каши в рот набрал». Его слова неразборчивы, произношение нечеткое, непонятное. Нарушение состояния мышечной составляющей аппарата речи не обеспечивает четкости и разборчивости в произношении. При этом у ребенка проявляются и дополнительные признаки нарушения состояния речевых нервных окончаний.

Мышцы вполне могут быть расслаблены или избыточно напряжены, ребенок нередко производит впечатление напряженного в целом, ведь редко напрягается язык и остается расслабленной, например, шея или губы. Потому при спастической форме зажимы распространяются и на мышцы шеи, губы ребенка плотно смыкаются, лицевые мышцы напряжены.

Если дизартрия скрытая, ребенок нарушает произношение лишь отдельных звуков, возникает ощущение некоторой «смазанности» речи. По мере увеличения степени патологии наблюдают пропуски звуков, слогов, замена их на другие. Дети с дизартрией практически любого типа говорят медленно, отсутствует выразительность, эмоциональный окрас речи. Активность речи у детей снижена, наблюдается общее недоразвитие речи. Если происходит общий паралич, то моторная речевая функция становится невозможной в принципе.

Среди множества нарушений детской речи дизартрия имеет свою специфику: нарушения носят стойкий характер, их очень трудно преодолеть. Если ребенок не выговаривает определенный звук, это не дизартрия. При истинной дизартрии не выговаривается почти весь алфавит, искажено даже произношение таких простых в воспроизведении гласных звуков.

Шипящие ребенок будет пытаться произносить боковым способом, отводя язык вбок, более звонкими и мягкими будут звучать твердые согласные звуки. Речевое дыхание становится патологическим: выдох укорачивается, а в момент, когда необходимо что-то произнести, ребенок начинает дышать более часто и прерывисто.

Голос у детей с дизартрией тихий, слабый, глухой, монотонный, постепенно утихающий во время произношения, нисходящий. Последствия дизартрии при отсутствии терапии могут быть малоприглядными: человек перестает нормально дифференцировать звуки на слух, постепенно лишается коммуникативных навыков, у него не складывается и не обогащается словарный запас.

Разные виды патологии могут иметь несколько различные проявления.

  • Бульбарная – отсутствует выраженная мимика, у грудничка нарушен сосательный рефлекс, с большим трудом ребенок может глотать пищу, жевать, у него выделяется избыточное количество слюны, может наблюдаться слюнотечение. Все согласные при такой форме расстройства речи звучат похоже, как единый щелевой невнятный звук, голосовая функция нарушена – есть охриплость, ребенок произносит звуки «в нос».
  • Псевдобульбарная – мышцы, наоборот, пребывают в повышенном тонусе, не расслабляются, и именно это затрудняет задачу произношения. Если попросить ребенка поднять кончик языка вверх и пошевелить им в разные стороны, у него это практически не выйдет. Таким ребятам тоже свойственно повышенное слюнотечение, они часто сглатывают, порой возникает ощущение, что эти глотания носят нервный характер.
  • Подкорковая форма заболевания сопровождается непроизвольными движениями мышц, сокращениями, страдают не только речевые, но и мимические мышцы. Такие признаки могут появляться и в состоянии покоя, но чаще всего они возникают в моменты, когда дети волнуются, и чем сильнее волнение, тем более затрудненной является артикуляция. Сила голоса нарушена, тембр тоже оставляет желать лучшего. Порой у детей с такой формой дизартрии наблюдаются непроизвольные случайные гортанные выкрики. Сама речь может быть либо замедленной, либо убыстренной, нередко форму нарушения сопровождает органическое заикание.
  • Мозжечковая форма дизартрии проявляется нарушением координации речи, язык может мелко подрагивать, произношение может быть «толчками» с выкриками. Общий темп снижен. Но нарушение речи при такой патологии – не единственный признак. У ребенка с нарушением функционирования мозжечка неустойчивая и шаткая походка, нарушенное равновесие, его движения очень неловкие.
  • Корковая форма патологии проявляется нарушением произвольного произношения, утратой ранее приобретенных речевых навыков. При этом речевое дыхание сохранено, голос и тембр в порядке. От того, насколько масштабно поражена кора головного мозга, зависит, сможет ли ребенок не только произносить звуки, порой встречаются трудности с распознаванием речи, письмом и чтением.

Симптомы

Существуют разные виды дизартрии, но их основные симптомы схожи — это проблемы с общей и мелкой моторикой, нарушения дыхания, голоса. Отмечаются проблемы и с согласными звуками, и с гласными. Дефекты звукопроизношения условно делят на две группы: искажение и отсутствие (либо замена) звука.

Прежде всего страдает артикуляционная моторика ребенка. В таком случае наблюдается повышенный или пониженный тонус мышц. При гипертонусе язык оттянут вглубь рта, спинка приподнята, кончик плохо работает. При проблемах с круговой мышцей губы сжаты и движения их ограничены.

При гипотонусе язык распластан и слаб, губы вялые и не сомкнуты. Часто это сопровождается гиперсаливацией.

При дизартрии страдает произношение шипящих, свистящих, сонорных звуков. Нередко у детей наблюдается межзубное произношение – кончик языка просовывается между зубов.

Из-за нарушения работы нервных окончаний и передачи импульса в головной мозг дети плохо ощущают движения языка и губ, поэтому они затрудняются с переключением позы.

Симптомы дизартрии

Формы дизартрии

image

Неврологическая классификация патологии основана на синдромах и участке локализации поражения речевого аппарата. Выделяют следующие виды дизартрии:

  1. Бульбарная форма дизартрии. Обусловлена повреждением нервных ядер в продолговатом мозге. Патология проявляется отсутствием рефлексов и мимики, нарушением сосательной, глотательной, жевательной функции, слюнотечением. Артикуляция односложная и нечеткая: все согласные имеют щелевое звучание, типичны гнусавость, осиплость, хриплость голоса.
  2. Псевдобульбарная. Спровоцирована повреждением корково-бульбарного пути. Псевдобульбарная, проявляющаяся центральным параличом и гипертонусом мышц дизартрия вызывает затруднение перехода с одного артикуляционного движения на другое. Особенно сложно двигать языком: перемещать из стороны в сторону, поднимать кончик, удерживать в поднятом положении. Характерны нарушение глотательной функции, усиленный глоточный рефлекс, чрезмерное вытекание слюны. Речь растянутая, нечеткая, гнусавая, неправильно проговариваются сонорные, шипящие, свистящие фонемы.
  3. Подкорковая. Обусловлена повреждением подкорковых мозговых ядер. Характеризуется присутствием гиперкинеза – внезапных, непроизвольных, вызванных ошибочной командой мозга движений артикуляционных и мимических мышц. При попытке разговора гиперкинез провоцирует мышечный спазм. Нарушены тембр и сила голоса, пациент неправильно ставит ударения, периодически гортанно выкрикивает. Возможно возникновение заикания, нарушения темпа произношения.
  4. Мозжечковая. Вызвана повреждением мозжечка и окружающих нервных тканей. Характеристика патологии следующая: нарушение речевой координации (дрожание языка, неровная речь, выкрики), невнятность и замедленность произношения, неправильное проговаривание губных и переднеязычных фонем. Возможны двигательные проблемы: шаткая походка, неловкие телодвижения, плохая координация.
  5. Корковая. Спровоцирована точечными повреждениями коры мозга. Характеризуется полным или частичным нарушением речи, слабыми произвольными артикуляционными движениями. Речевое дыхание и голос в норме.

Существует также логопедическая классификация дизартрии, основанная на степени восприятия речи окружающими. Выделяются следующие виды патологии:

  • I степень (или стертая дизартрия) – дефектность произношения заметна только логопеду;
  • II степень – произношение в общем понятное, но окружающие замечают незначительное искажение;
  • III степень – понимают пациента только близкие люди;
  • IV степень – пациент немой, либо его разговор не понятен даже близким людям.

Диагностика и лечение

Для утверждения правильного диагноза понадобится посетить логопеда и невролога. При этом ребёнку придётся пройти ряд обследований. Пациента направляют на МРТ головного мозга, чтобы выявить наличие патологий. Как известно, они могут привести к возникновению проблем с речью. Диагностика дизартрии проводится с использованием электромиографии и электроэнцефалографии. Также может потребоваться применять трансканальную магнитную стимуляцию.

Дополнительно должна быть получена логопедическая оценка. Специалист выявит нарушения в речи ребёнка, оценит работу органов речевого аппарата. По результатам всех обследований можно будет понять, с какой болезнью приходится иметь дело. После этого можно будет начать лечение дизартрии, если диагноз подтвердится.

Для терапии применяются комплексные меры, которые направлены на улучшение самочувствия ребёнка. Понадобится использовать препараты для сосудов мозга, например, Циннаризин и Кавинтон. Необходимо использовать психотропные средства, такие как Персен и Ново-пассит. Также ребёнку помогут нейрометаболические стимуляторы, например, Пикамилон и Энцефабол.

При лечении дизартрии потребуется работать с логопедом, чтобы была возможность провести коррекцию нарушений. Ребёнок будет выполнять упражнения для улучшения функции речевого аппарата. Дополнительно пациенту рекомендован массаж и дыхательная гимнастика. Лечение дизартрии даёт хорошие результаты, если диагностированы нарушения лёгкой степени. При успешной терапии удастся восстановить мелкую моторику, правильное дыхание и поставить пациенту речь. При тяжёлых формах болезни получится сделать произношение слов более разборчивым.

Методы коррекции и лечения расстройства речи

Для успешной коррекции речевых расстройств необходимо придерживаться следующих принципов:

  • Системный принцип сочетания различных методов.
  • Регулярность проведения занятий.
  • Начало восстановления речевых функций незамедлительно после их диагностики.
  • Восстановление всех составляющих речи одновременно (связанность, артикуляция, правильная грамматика).
  • Коррекция психического состояния человека в целом.
  • Формирование стимулов к проведению лечения, индивидуальность занятий.

Своевременность коррекции особенно важна в случаях развития дизартрии после инсультов и черепно-мозговых травм и врожденных аномалиях речи при ДЦП. Очень важна целенаправленность и последовательность прилагаемых усилий, ведь лечение может продлиться в течение нескольких лет.

Главными методами устранения речевой дизартрии являются:

  • устранение голосовых нарушений;
  • постановка правильного речевого дыхания;
  • формирования фонематического приятия;
  • развитие мимической моторики и артикуляции;
  • правильная постановка звуков;
  • развитие моторики рук.

На подготовительном этапе коррекции происходит устранение вторичных проявлений болезни, препятствующих произношению звуков: повышенного слюноотделения и атрофии мышц.

Следующим шагом становится верная постановка отдельных звуков, слогов и слов. На заключительной стадии основной задачей является вовлечение больного в продуктивное общение.

Мышцы оральной области тренируются простыми навыками жевания, которые у больных вследствие инсульта (а также при других нарушениях нервной системы) могут быть утрачены. Человека попросту учат жевать заново, то одной, то другой стороной рта.

В случае присутствия у ребенка, старшей возрастной группы, сосательных движений, врач может механически им препятствовать, например, зафиксировав язык рукой в перчатке или шпателем. В целях устранения слюнотечения ребенка учат сглатывать слюну.

Научить человека разговаривать заново или просто говорить правильно, очень тяжелая задача, по-сути, у больного должен быть выработан новый условный рефлекс. В коррекции заболевания недостаточно использовать методы подражания звукам, произносимым врачом.

Логопеды чаще прибегают к механическому воздействию на речевой аппарат, используя руки или специальные приспособления (шпателя, ложки) для придания органам нужной постановки (позы).

Помимо механического воздействия происходит изменение произносительной составляющей речи больного (ударение, темп, интонация, ритм), которая заключается в следующем:

  • соотношение самой речи с другими составляющими психики личности пациента;
  • развитие произносительной части речи включает в себя много различных компонентов: моторику, произношение, артикуляцию;
  • коррекции подлежат не только сами дефекты, воздействие оказывается на причины, их вызвавшие.

В лечении дизартрии используются все виды логопедических массажей, которые можно выполнять и в домашних условиях.

Исправление интонации при дизартрии осуществляется по нескольким направлениям:

  1. отличия в повествовательной, вопросительной и восклицательной интонациях;

  2. развитие понятия выразительности речи посредством интонаций.

Фонетическая составляющая речи корректируется посредством назначения лекарственных средств, стабилизирующих работу нейронов мозга. Одновременно назначаются лечебный массаж, иглоукалывание и физиолечение.

Использование медикаментозного лечения (ноотропы) применяется для активации мозговой деятельности, а именно:

  • повышения способности к обучению;
  • развитию когнитивных (познавательных) навыков;
  • улучшению способности к запоминанию;
  • активизации умственной деятельности.

Широко применяются такие препараты как ноотропил, фенибут и кортексин. Для нормализации мозгового кровообращения и устранению кислородного голодания прописывается цинназирин. Хорошо проявили себя в лечении заболевания пирацетам и финлепсин. В качестве вспомогательной терапии пациентам выписывается Магний В6.

Разновидности форм

Ярким примером патологии является речь Л. И. Брежнева. Его специфическое произношение было следствием нарушения вертебро-базилярного кровообращения на фоне возрастных изменений в организме.

Классификация по неврологическим признакам и локализации места поражения:

  • Бульбарная форма характеризуется гипотонией, парезом и полной атрофией артикуляционных мышц. Область поражения – это продолговатый отдел головного мозга, в котором находятся ядра двигательных нейронов. Клинически это выражается в замедлении произношения, звук становится назальным.
  • Псевдобульбарный тип возникает после перенесенного поражения мозговых структур, соединяющих ядра черепно-мозговых нервов и кору. В дальнейшем отмечается невнятность при проговаривании свистящих, шипящих и сонорных звуков. Тяжело управлять движениями губ и языка, больной не контролирует глотание слюны.
  • В случае вовлечения в процесс подкорковых узлов возникает еще одна форма. Симптоматически это выражается в непроизвольных движениях мышц лица, спазмах, гортанных криках. Изменяются темповые характеристики и интонация голоса.
  • Мозжечковая форма встречается реже остальных типов. Больной говорит скандировано, его походка становится неустойчивой, шаткой.
  • Корковый вид приводит к нарушению артикуляции, несмотря на правильное произношение слов, отмечаются трудности с воспроизведением слогов. Больной старается выражаться кратко. Функции письма сохраняются.

При возникновении речевого расстройства необходима консультация нескольких специалистов в зависимости от характеристик синдрома. Прогноз зависит от степени выраженности клинических проявлений и сопутствующей патологии. Классификация стадий нарушения по внятности:

  1. выявляется только при обследовании, возможно, развитие стертой формы дизартрии;
  2. речь понятна окружающим, но появляются характерные признаки патологии;
  3. больного понимают только близкие и родственники;
  4. частичное или полное отсутствие речи.

Если человек молчит после перенесенного инсульта или тяжелых травм головы, это называется анартрией.

Типы звукового расстройства речи по логопедическим параметрам:

  • звуко-буквенные нарушения – фонемы искажены, но сохранены отличительные признаки;
  • фонетико-апраксическая форма – то же самое, звуки могут опускаться или заменяться на подобные;
  • фонетико-фонематические отклонения протекают на фоне искажения звуков и их замены, нарушения грамматики и синтаксиса.

Медицинская классификация подразделяет нарушение на следующие формы:

  • спастико-паретическую (при нарушении мышечного тонуса);
  • спастическую (в случае поражения нейронов);
  • спастико-ригидную;
  • атактическую (затронут мозжечок);
  • гиперкинетическую;
  • смешанную.

У каждого вида присутствуют обособленные проявления. Для гиперкинетической и спастико-паретической формы характерна сдавленность голоса, подтекание слюны из приоткрытого рта, звук «в нос», непослушный язык, трудность проглатывания пищи. Спастическая дизартрия проявляется назальной и протяжной речью, заторможенностью, неоднородным темпом. Иногда возникает вследствие рассеянного или амиотрофического склероза. При спастико-ригидной патологии больной дублирует звукосочетания и слова, в разговоре паузы. Человек с атактическим типом нарушения речи напоминает пьяного из-за локализации поражения в мозжечке.

У некоторых детей симптомы дизартрии слабо выражены − стертая форма. Симптомы стертой дизартрии в отношении общей моторики: ограниченность движений, неловкость, быстрое утомление мышц при физической нагрузке. Таким больным сложно стоять и прыгать на одной ноге, удерживать равновесие. На уроках физкультуры или музыки отмечается нарушение ритма движений, сложность переключения с одного вида деятельности на другой. В отношении речевой активности клиника совпадает с остальными формами патологии. При разговоре губы не участвуют в артикуляции. Язык неуклюжий, малоподвижный. При логопедическом тестировании он дрожит, может посинеть. Ребенку сложно удержать его вне полости рта из-за тремора.

Лечение

Общий курс лечения дизартрии требует комплексного подхода. Только так удастся добиться выздоровления ребенка. Понадобится сочетать медикаментозную терапию, коррекцию логопеда, а также домашнюю реабилитацию. Стертая форма дизартрии у детей вызывает меньше всего сложностей и излечивается очень быстро. В более тяжелых случаях сроки лечения могут затянуться, а гарантированных положительных изменений нет.

Методы терапии

От родителей требуется проявление максимальной ответственности

Очень важно сделать все, чтобы медикаментозное лечение соответствовало назначениям врача. Как правило, назначают прием таблеток от основного заболевания, связанного с неврологией, а также ноотропных лекарств (Энцефабол, Семакс, Фенибут, Глицин, Церебролизин и другие)

Это также поможет стимулировать интеллектуальную активность, улучшить память, повысить желание узнавать что-то новое.

Дополнительно применяют иные способы лечения:

  • Массаж;
  • Лечебные ванны;
  • Физкультура с лечебным уклоном;
  • Иглоукалывание;
  • Физиотерапия;
  • Механотерапия;
  • Изотерапия;
  • Гирудотерапия;
  • Пескотерапия;
  • Дельфинотерапия.

Все это оказывает серьезное влияние на ребенка. При правильном подходе положительные изменения не заставят себя ждать.

Логопедическое лечение

Работа логопеда будет заключаться в проведении специальных занятий с ребенком. Часто они проходят в группе из нескольких детей, что положительно сказывается на их эффективности. Врач создает личную речевую карту ребенка, где отображаются результаты исследований, и происходит четкое планирование будущих занятий.

Основные упражнения:

  • Развитие мелкой моторики с помощью игр и гимнастики;
  • Улучшение артикуляционной моторики с помощью гимнастики и специального массажа;
  • Нормализация речевого дыхания с помощью гимнастики;
  • Коррекция произношения различных звуков, закрепление знаний;
  • Повышение выразительности произношения фраз и предложений;
  • Обучение навыку общения с окружающими.

При качественных занятиях после нескольких недель будет заметен положительный результат. Однако он потребует закрепления.

Домашняя реабилитация

После консультации со своим лечащим врачом можно начать выполнение домашних упражнений. Это поможет усилить эффективность основной терапии. Нужно выполнять поочередно следующие упражнения:

Дополнительно можно тренироваться на произношении скороговорок.

Диагностика

Обследование детей с дизартрией требует комплексного участия специалистов. Этот прежде всего невралгический диагноз, поэтому деткам требуется наблюдение у врача-невролога.

Невролог

Прежде всего врач собирает анамнез: течение беременности и родов, особенности первого года жизни и развития ребенка. После чего проводится визуальный осмотр

Большое внимание уделяется состоянию тонуса мышц. Обязательно назначается ЭЭГ (электроэнцефалография), и по возможности МРТ

Такие обследования дают возможность составить представление о состоянии головного мозга.

Клинические проявления будут видны уже в 3 года. Поэтому для того чтобы благополучно вылечить болезнь, необходимо не затягивать с визитом к неврологу. Только он может поставить диагноз.

Логопед

Задача логопеда – провести обследование всех сторон речи. Для начала определяется состояние артикуляционной моторики в покое. Для этого осматриваются мышцы лица:

  • есть ли гиперкинезы;
  • состояние носогубных складок;
  • положение губ.

Проверяется умение нахмуриваться, вскидывать брови, улыбаться, опускать уголки губ, открывать и закрывать рот. Движения изучаются в активных играх

Уделяется внимание исследованию всех звуков речи – для этого ребенку показывают картинки, где один и тот же звук стоит в разных положениях

Осматривается артикуляционный аппарат. Детям подготовительной группы дают задания на звуковой анализ (определение места звука в слове).

Как диагностировать и лечить расстройство

Диагностика расстройства является прерогативой неврологии и логопедии. Особую роль в постановке диагнозе играют инструментальные методы исследования: ЭЭГ, электронейрография, электромиография, МРТ, транскраниальная магнитная стимуляция.

Логопед, в свою очередь, обязательно осматривает состояние органов речедвигательного аппарата, лицевой, мимической мускулатуры. Специалист оценивает характер речи: насколько она понятна для восприятия, правильность произношения отдельных звуков, ее темп, ритм, интонацию, громкость, синхронность работы артикуляционного аппарата, грамматическую сторону.

Письменную речь оценивают, предлагая пациенту переписать какой-либо текст или написать его под диктовку.

Лечение расстройства должно начинаться с купирования основного заболевания. Но нельзя оставлять без внимания и речевые нарушения.

Коррекцию дизартрии желательно начинать как можно быстрее. Ощущая свои разговорные особенности, пациент будет стараться ограничивать общение в обществе. Это приведет к усугублению речевого дефекта. К примеру, из первой стадии оно перерастет во вторую. Изоляция также способна вызвать затруднения понимания нормальной речи.

Поэтому, помимо терапии основного заболевания, проводится коррекция речевых дефектов. Для этого применяют методы физиотерапии:

  • различные виды массажа, в том числе Шиацу – воздействие на рефлексогенные точки пальцевым методом;
  • иглоукалывание;
  • лечебная физкультура, в том числе с применением специальных тренажеров;
  • лечебные ванны.

Допускается назначение психоневрологом психотропных препаратов как вспомогательных средств для нормализации психоэмоционального фона.

Логопедическое лечение заключается в использовании:

  • логопедического массажа – проработка лицевых мышц. Он позволяет улучшить кровообращение, восстановить нормальный мышечный тонус. Используется для налаживания речевой моторики;
  • упражнений для постановки голоса – регулируется работа голосовых связок, громкость и тембр голоса;
  • пальчиковой гимнастики – разработка мелкой моторики рук, которая взаимосвязана с речевой функцией;
  • обучение постановки органов артикуляции для правильного произношения;
  • просодических упражнений – работа над интонацией, силой, высотой, темпом голоса. Помогает устранить его монотонность;
  • дыхательной гимнастики. Ее упражнения налаживают правильный ритм дыхания во время речевой активности.

Среди психотерапевтических методик применяется:

  • арттерапия;
  • смехотерапия;
  • глино- и воскотерапия;
  • ароматерапия;
  • музыкотерапия;
  • хромотерапия или цветотерапия.

Комплексное применение всех методов лечения позволяет скорректировать нарушения речи. В отдельных случаях дизартрию удается искоренить полностью, в других – добиться стойких положительных изменений.

Немаловажным является обучение больных существованию в обществе с их проблемой. Людей с дизартрией обучают установлению зрительного контакта с собеседником, употреблению бессловесных способов выражения – жестов, картинок и т.д., умению распознать, что собеседник понял его.

Формы дизартрии

Выделяют такие формы дизартрии речи у детей: бульбарную, подкорковую, мозжечковую, корковую, стертую или легкую, псевдобульбарную.

Бульбарная дизартрия речи проявляется атрофией или параличом мышц глотки и языка, снижением мышечного тонуса. При такой форме речь становится нечеткой, замедленной, невнятной. Люди с бульбарной формой дизартрии характеризуются слабой мимической деятельностью. Она появляется при опухолях или воспалительных процессах в продолговатом мозге. В результате таких процессов происходит разрушение, находящихся там ядер двигательных нервов: блуждающего, языкоглоточного, тройничного, лицевого и подъязычного.

Подкорковая форма дизартрии заключается в нарушении тонуса мышц и непроизвольных движениях (гиперкинез), которыми малыш не способен управлять. Возникает при очаговом поражении подкорковых узлов мозга. Иногда ребенок не может верно произносить отдельные слова, звуки или фразы. Это становится особенно актуальным, если ребенок находится в состоянии спокойствия в кругу родных, которым он доверяет. Однако ситуация может в корне изменится за считанные секунды и малыш становится неспособным воспроизвести ни слога. При данной форме заболевания страдает темп, ритм и интонация речи. Такой малыш может очень быстро или, наоборот, очень медленно  произносить целые фразы, при этом делая значительные паузы между словами. В результате расстройства артикуляции в соединении с неправильностью голосообразования и нарушения речевого дыхания появляются характерные дефекты звукообразующей стороны речи. Они могут проявляться в зависимости от состояния малыша и отражаться, в основном, на коммуникативных речевых функциях. Редко при такой форме заболевания могут наблюдаться и нарушения со стороны слухового аппарата человека, которые являются осложнением речевого дефекта.

Мозжечковая дизартрия речи в чистом виде встречается довольно редко. Дети, подверженные этой форме заболевания, произносят слова, скандируя их, а иногда просто выкрикивают отдельные звуки.

Ребенку с корковой дизартрией сложно воспроизводить звуки вместе, когда речь течет одним потоком. Однако, в то же самое время, произношение отдельных слов не составляет никакого труда. А интенсивный темп речи приводит к видоизменению звуков, создает паузы между слогами и словами. Быстрый темп речи похож на воспроизведение слов при заикании.

Стертая форма заболевания характеризуется легкими проявлениями. При ней расстройства речи выявляются не сразу, только после всестороннего специализированного обследования. Ее причинами часто бывают различные инфекционные заболевания в период беременности, гипоксия плода, токсикоз беременных, родовые травмы, инфекционные заболевания младенцев.

Псевдобульбарная форма дизартрии встречается наиболее часто у детей. Причиной ее развития может быть перенесенное в младенчестве мозговое поражение, вследствие родовых травм, энцефалита, интоксикации и т.д. При псевдобульбарной дизартрии легкой степени речь характеризуется замедленностью и затруднением произношения отдельных звуков из-за нарушений движений языка (движения недостаточно точные), губ. Псевдобульбарная дизартрия средней степени характеризуется отсутствием движений мышц лица, ограниченной подвижностью языка, назальным оттенком голоса, обильным слюнотечением. Тяжелая степень псевдобульбарной формы заболевания выражается в полной обездвиженности речевого аппарата, открытом рте, ограниченном движении губ, амимичности.

Ссылка на основную публикацию
Похожее